Думпкар (англ. dump car) — грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов.
Конструкция
Для обеспечения необходимой прочности пол кузова думпкара сделан многослойным, он состоит из уложенного на раму нижнего стального листа, амортизирующей прослойки и верхнего стального листа (пакета листов). Амортизирующей прослойкой обычно служат деревянные брусья толщиной 60—75 миллиметров. У большегрузных думпкаров для тяжёлых условий работы между верхним настильным листом и деревянными брусьями дополнительно укладывается усиливающий лист высокопрочной стали толщиной 30—45 мм. Нижняя рама думпкара имеет мощную хребтовую балку из двутавровых балок, усиленных листами, и оборудована автосцепками, тормозными приборами и другими устройствами.
Принцип работы
В отличие от других грузовых вагонов, думпкар имеет кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. Наклон кузова обеспечивается пневматическими цилиндрами, шарнирно подвешенными на кронштейнах нижней рамы вагона. Сжатый воздух подаётся по трубопроводу от компрессора локомотива. Регулировка давления осуществляется дистанционной системой управления. В исходное положение после разгрузки кузов устанавливается под действием собственного веса или принудительно (посадочными пневмоцилиндрами).
Думпкары выпускаются:
• четырёхосными — для преимущественно магистральных и промышленных железных дорог (грузоподъёмность 60—65 тонн)
• шестиосными — для преимущественно промышленных железных дорог (грузоподъёмность 100-105 тонн)
• восьмиосными — для перевозки вскрышных пород на предприятиях угольной промышленности (грузоподъёмность 145 тонн)
• для перевозки тяжёлых скальных пород и руд на горнорудных предприятиях металлургической промышленности (грузоподъёмность более 145 тонн)
• узкоколейный думпкар — для узкоколейных железных дорог (грузоподъёмность 20—22 тонн)
Применение думпкаров
• транспортирование вскрышных пород в отвалы
• транспортирование полезных ископаемых на склады или обогатительные фабрики
Производители думпкаров:
• Камбарский машиностроительный завод
• Стахановский вагоностроительный завод
• Калининградский вагоностроительный завод
• ООО «Трансмаш», г. Кривой Рог
• ПАО «Дизельный завод», г. Кривой Рог
Технические характеристики
31-634 | 31-945 | 33-677 | 33-680 | 34-669 | 34-9023-02 | |
Грузоподъёмность, т | 105 | 66 | 105 | 105 | 145 | 118 |
Объём котла полный, м3 | 50 | 36 | 50 | 50 | 50 | - |
Масса вагона, т | 48 | 27 | 62 | 50 | 77 | 68 |
Размеры вагона: | ||||||
длина, мм | 14900 | 11830 | 15040 | 15480 | 17630 | 18400 |
ширина, мм | 3520 | 3204 | 3254 | 3254 | 3380 | - |
высота, мм | 3241 | 3205 | 3395 | 3400 | 3490 | - |
Количество осей | 6 | 4 | 6 | 6 | 8 | 8 |